К юбилею Чака Берри

ЧБ

 

  18 октября 1926 г. на свет появился музыкант,  который фактически создал рок-н-ролл, как жанр, и примерно на 50 лет вперед определил правила игры на электрогитаре. В первой половине 50-х годов Чак Берри начал экспериментировать с ритм-энд-блюзом и кантри,  тонким чутьем новатора ощущая, что пришло время для более экспрессивной музыки. Как впоследствии заметил Бо Диддли, «Берри синкопировал ритм-энд-блюз» , что  внесло в музыку остроту и особую выразительность. Таким образом  появилась взрывоопасная, обладающая атомной энергией субстанция, которая захлестнула мир, оповестив человечество о рождении рока.

  Официально королем рок-н-ролла считается Элвис Пресли, однако в то же время выступал самопровозглашенный король жанра – Литтл Ричард, напыщенный и самодовольный, но от этого не менее великий, которого нельзя не признать  самым ядреным  певцом стиля ; но все же главным композитором и гитаристом в рок-н-ролле остается Чак Берри, новатор и в области сочинения текстов песен, которые нередко представляли собой короткие истории, наполненные своеобразной иронией и легкостью. На концертах Берри блистал   солированием на гитаре и прыжками по сцене, которые впоследствии часто копировались.

  В первой половине 60-х, когда классический рок-н-ролл, по сути, умирал из-за того, что основные его герои  либо впали в творческий кризис,  либо оказались в цепях тяжелых обстоятельств, рок-н-ролл был воскрешен британскими музыкантами – в первую очередь битлами, которые, несмотря на все заверения боссов звукозаписывающей индустрии ( считавших, что этот жанр отжил свое ), продолжали рубить оглушительный рок, в первую очередь песни Берри, колотя при этом каблуками по сцене для пущей громкости звука.

Битлы сделали классические номера Мастера  мелодически более яркими благодаря своему мощному вокалу, и их версии «Roll Over Beethoven» , «Rock`n`Roll Music» и «Sweet Little Sixteen» являются  каноническими.

 Как точно выразился Джон Леннон, «если бы рок-н-ролл не назвали «рок-н-роллом», его следовало бы назвать « Чак Берри» ! Когда  я слышу классный рок в духе Берри, мне ни до чего нет дела, пусть хоть наступит конец света !»

 Основатель рока  выступает и по сей день, а когда его спрашивают, какие новости должен был сообщить Бетховен Чайковскому в песне «Roll Over Beethoven»,  Берри отвечает : « Это новости о том, что в мире появилось нечто новое, и это – РОК-Н-РОЛЛ !!!»

P . S .

 Дж. Леннон: « Чак Берри – один из величайших  поэтов на все времена, его можно назвать рок-поэтом. Он знал толк в лирике, и заметно опередил свое время. Все мы многим ему обязаны, в том числе Дилан.

Стихи Берри неподражаемы. В 50-е годы, когда люди пели ни о чем, он писал социальные песни с бесподобным размером стихов».

 А. Янг : « Чаку Берри все было по фигу. Его не сильно волновало, играет ли он в своей тональности, или еще в чьей-то, и попадает ли он в нее вообще. Все это ему было абсолютно по фигу !

Когда я был еще мелким, было принято восторженно охать и ахать по поводу игры Клэптона, говорить, что он гитарный гений и т.д. Что вам сказать ? Короче, скажу, что на самом неудачном из своих концертов Берри играл в сто раз лучше, чем Клэптон когда-либо в своей карьере.

 Рок-музыка появилась тогда, когда Берри пришла в голову мысль собрать все воедино : он, не сильно заморачиваясь , свалил в одну кучу кантри, блюз, а сверху накидал собственных стихов. И стал РОК-Н-РОЛЛ ! И увидел мир, что это зашибись ! »

Read Full Article